Очистка инфицированной спермы

В конце прошлого столетия ВИЧ-инфекция считалась одним из самых страшных инфекционных заболеваний и уносила множество жизней. После заражения она неминуемо рано или поздно завершалась стадией СПИД и гибелью пациента. В настоящее время современные противовирусные препараты позволяют эффективно подавить возбудителя и взять болезнь под контроль. Получая лечение, многие ВИЧ-инфицированные люди продолжают жить и хорошо себя чувствуют. И даже могут завести детей.

В настоящее время ВИЧ-инфекция не является противопоказанием к применению вспомогательных репродуктивных технологий (за исключением некоторых случаев). Мало того, она сама по себе является показанием к ЭКО, если инфицирован только один из партнеров – даже если в паре нет бесплодия. В России это регламентировано Приказом Минздрава РФ от 31 июля 2020 г. № 803н.

Экстракорпоральное оплодотворение при ВИЧ-инфекции противопоказано только в некоторых случаях:

• При стадиях инфекции 1 и 2А–В рекомендуется дождаться, когда заболевание перейдет в субклиническую стадию.
  • Если ВИЧ-инфекция находится в стадиях 4А–В в фазе прогрессирования, то нужно добиться ремиссии и подождать 6 месяцев.
  • Инфицированный человек не получает антиретровирусную терапию.
  • В течение последних 6 месяцев вирусная нагрузка увеличивалась более 50 коп/мл.

Какие требования к ЭКО у ВИЧ-инфицированных?

Применять вспомогательные репродуктивные технологии и искусственную инсеминацию у людей с диагностированной ВИЧ-инфекцией можно только после того, как будет получено заключение из Центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Это обязательное условие, прописанное всё в том же Приказе № 803н. В дальнейшем врач-инфекционист наблюдает за женщиной во время беременности вместе с акушером-гинекологом женской консультации.

В лаборатории, где проводится ЭКО, соблюдаются все меры безопасности, предусмотренные при работе с инфекциями, передающимися гематогенным (через кровь) путем. Каждый образец спермы и ооцитов рассматривается как потенциальный источник инфекции. Для пациентов клиники все эти меры остаются «за кулисами», о них заботятся сотрудники Prima Clinic.

Как предотвратить заражение здорового партнера и ребенка?

ЭКО само по себе является средством профилактики заражения неинфицированного партнера во время зачатия. Ведь оплодотворение происходит в условиях лаборатории, без полового контакта. В остальном нужно придерживаться стандартных мер, в первую очередь использовать средства барьерной контрацепции (презервативы) и проводить антиретровирусную терапию.

Если инфицирована женщина, то риск заражения ребенка всегда присутствует, но он невелик. Снизить его примерно до 2% помогает антиретровирусная терапия – ее нельзя прекращать, если только этого не порекомендовал сделать врач. В некоторых случаях рекомендуется провести ИКСИ – это позволяет уменьшить в образце содержание «вспомогательных» (гранулезных и кумулюсных) клеток, в которых может содержаться вирус.

Если же инфицирован мужчина, то его сперма перед применением в протоколе ЭКО нуждается в специальной очистке.

Этапы очистки спермы

1. Подготовка предусматривает проведение спермограммы и анализа на присутствие генетического материала вируса.
  2. Затем эякулят помещают в специальную среду и проводят двойное центрифугирование. За счет этого и происходит очистка.
  3. После этого сперму снова проверяют на наличие генетического материала вируса.
  4. Если результат анализа отрицательный, то сперму замораживают и помещают в криохранилище на месяц, а потом анализ повторяют. Только после этого сперматозоиды можно использовать для ЭКО.
  5. Если после очистки результат всё еще неудовлетворительный, то очистку можно повторить. Если и это не помогает, то рекомендуется использовать донорскую сперму.

Такая технология помогает практически полностью предотвратить передачу ВИЧ-инфекции ребенку.

Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности процедуры и записаться на предварительную консультацию к врачу-репродуктологу.